Делайте ваши ставки на
Блоги
Конференции
Экстремальные виды спорта
Под скрип колес
1 мая 2014

Реквием по летучему бразильцу

Сегодня, 1 мая, исполняется 20 лет со дня трагической гибели одного из величайших спортсменов "Формулы-1" Айртона Сенны. С той злополучной даты утекло много воды, сменилось не одно поколение пилотов, однако каждый год павшему воину воздавались все подобающие почести.

Реквием по летучему бразильцу

Биография:

Полное имя: Айртон Сенна да Силва

Годы жизни: 21 марта 1960 - 1 мая 1994 (34 года)

Выступления в "Формуле-1": "Тоулман" (1984), "Лотус" (1985-1987), "Макларен" (1988-1993), "Уильямс" (1994).

Трёхкратный чемпион мира (1988, 1990, 1991). Первый Гран-при: Бразилия (1984). Последний Гран-при (Сан-Марино 1994 †). Участвовал в 162 Гран-при (161 старт). Одержал 41 победу, выиграл 65 поулов.

Сегодня, 1 мая, исполняется 20 лет со дня трагической гибели одного из величайших спортсменов "Формулы-1" Айртона Сенны. С той злополучной даты утекло много воды, сменилось не одно поколение пилотов, однако каждый год павшему воину воздавались все подобающие почести.

Перемотаем плёнку на двадцать лет назад. 1 мая 1994 года. Имола, Италия. Автодром "Энцо и Дино Феррари". Гран-при Сан-Марино. Неспокойно было в тот день. Предшествующие события, а именно не укладывающиеся в голове авария и гибель австрийского пилота Роланда Ратценбергера во время квалификации стала сильнейшим потрясением для всех. С 1982 года в официальных заездах не было летальных случаев. Одним из тех, кто с полной ответственностью отнёсся к случившемуся, был именно Сенна. В воскресное утро он собрал всех сторонников усиления безопасности и всерьёз планировал заняться необходимыми процедурами после этапа. Занялся…

Та самая инициатива, что воздаёт инициатору. 6-й круг гонки. Машина безопасности покинула трассу, после того как были устранены последствия небольшой аварии в начале. Williams Сенны сорвался словно с цепи, за полтора круга набрав астрономическую скорость. И тут – он самый. Поворот "Тамбурелло". Болид буквально вонзился в бетонную стену, от которой отлетел, напоминая уже кучу металлолома. Как, почему, кто виноват – в тот миг это были вопросы десятые. Службы спасения отреагировали, когда стало ясно, что самостоятельно Сенна выбраться не может. Подоспевшие медики не обнаружили у бразильца признаков жизни, и в срочном порядке отконвоировали на вертолёте в госпиталь, но было слишком поздно. Все предпринимаемые меры оказывались тщетны – мозг Сенны не реагировал. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический обломок пробил его шлем и нанёс смертельную травму. Это была последняя на  сегодняшний день гибель пилота на трассе…

За 34 года до этого, 21 марта 1960 года, в городе Сан-Паулу, в семье богатого помещика Милтона да Силвы и его жены Нейде Сенна да Силва родился Айртон Сенна да Силва. По материнской линии Беку, как называли будущего чемпиона родные, имел итальянские корни. У него была старшая сестра Вивиан и младший брат Леонардо. До того, как маленькому Айртону исполнилось четыре года, семья жила в асьенде, принадлежащей отцу Нейде.

Первое знакомство с автомобилями состоялось уже в четыре года. Отец, впоследствии всецело поддерживавший Беку в его водительских начинаниях, усадил сына за руль картинга. На этом транспорте Сенна провёл большую часть детства, в 13 лет приняв участие в соревнованиях по картингу. Перед тем, как выйти на новый уровень, молодой водитель выступил в ещё нескольких карт-заездах.

В 1981 году, в возрасте 21 года, Айртон женился на давней подруге Лилиан Вашконселуш да Соуза. Брак продлился недолго, и в 1983 году супруги объявили о разводе. После этого никому не удалось завести Сенну под венец, хотя от поклонниц не было отбоя.

В 1982 году Айртон принял решение выступать под фамилией своей матери – Сенна, поскольку да Силва была слишком распространена в Бразилии. В то же время он успел побывать в Европе, где выиграл чемпионат Британии в классе "Формула-Форд 1600". А в 1983-м дебютировал в "Формуле-3" под эмблемой команды "West Surrey Racing". Блестящий сезон, завершившийся победой бразильца, после которого его, наконец, заметили в "Формуле-1".

За 11 лет карьеры он провёл один сезон в команде Toleman, где состоялось его знакомство с Королевскими гонками. После этого бразильского гения на три сезона заполучил Lotus, где Айртон показал себя одним из самых конкурентоспособных пилотов того времени. К ключевым особенностям летучего бразильца относили мастерство прохождения квалификаций, и завидную уверенность на трассе в дождевую погоду. Следующим шагом вверх по карьерной лестнице стал переезд в McLaren. Именно там Сенна впервые оказался в зените славы. За шесть лет он трижды стал чемпионом мира, и дважды становился вторым. Неудивительно, что молодого и сверхамбициозного парня не особо жаловали признанные лидеры "Ф-1" того времени: Ален Прост и Нельсон Пике. Доходило и до словесных перепалок с соотечественником Пике, в которых Айртон был также мастит, как и за рулём болида. Но вне трассы это был другой человек. Все, кому посчастливилось общаться с Сенной, отмечали его альтруистичные взгляды и почтение к религии.

Эпитафия на могиле Айртона Сенны гласит: "Ничто не может отлучить меня от Божьей любви"

Покинуть сей мир на гребне успеха – многие сочли бы это приемлемым для себя, но только не Сенна. Человек, который просто хотел быть первым, и делал это красиво. За это, и за многое другое его любили, а на родине, в Бразилии, обожествляли. Перечень достижений Сенны сопоставим с показателями общепризнанно лучших гонщиков за всю историю не только "Формулы-1", но и автоспорта в целом. Априори, каждый из известных участников Королевских автогонок привносит что-то новое, чтобы сделать их лучшее, эффектнее, привлекательнее. И Сенна в этом плане был настоящим реформатором.

Вот таким он был – далеко не маленьким героем большого дела. Уход Сенны стал огромной потерей для "Формулы-1", да что там, для всего спортивного мира, для всей Бразилии, но в первую очередь, для его близких. Один из них, племянник Айртона, Бруно Сенна, с 2010 по 2012 годы выступал в "Формуле-1". Есть на этот счёт такое изречение: "Человек жив, пока жива память о нём". А имя Сенны сохранится на долгие годы, десятилетия в летописи "Формулы-1". После себя он оставил благотворительный фонд Ayrton Senna Foundation, целью которого была помощь бедным молодым людям в Бразилии и в других странах. После смерти Сенны, по его завещанию, к этому фонду перешло всё его состояние, которое на тот момент составляло более 400 млн долларов. Согласно социологическим опросам в Бразилии, Сенну называли лучшим человеком страны за всю историю. 21 марта 2014 года, в день рождения, на главной странице популярной системы интернет-поиска Google появился посвященный ему логотип. А на земле перестроенного поворота "Тамбурелло" установлен памятник последней жертве "Формулы-1".

Покойся с миром, Айртон Сенна.

comments powered by Disqus