Делайте ваши ставки на
Блоги
Конференции
Экстремальные виды спорта
Под скрип колес
2 апреля 2016

Рыцари дорог

Рассказ о знаменитых мотогонщиках и их достижениях

Рыцари дорог

Заметный рост интереса к мотогонкам позволяет им считаться уже даже не одной из составляющих автоспорта, а отдельной «цивилизацией». Со времени создания первого мотоцикла миновало более ста лет, и за этот срок в мире мотоспорта произошло немало интересных событий, а также установлено множество рекордов. Сегодня мы расскажем о самых выдающихся пилотах – верных «рыцарях» могучих «железных коней»

Дмитрий КАНАПИН,

обозреватель автоспорта

Несмотря на то, что в мотогонках насчитывается несколько десятков категорий, разновидностей, классов и подклассов (даже если считать лишь те, по которым проводятся официальные соревнования), оттолкнёмся от самой престижной – MotoGP (объём двигателя до 1000 куб. см) и её предшественника – чемпионата мира в классе 500 кубических сантиметров. Думается, не будет преувеличением назвать MotoGP «королевскими мотогонками», как «Формулу-1» в автоспорте.

Спорт, есть спорт, а значит борьба за победы, славу и, само собой, спонсоров ведётся нешуточная. С 1949 года, когда впервые был проведён официальный ЧМ в классе 500 куб. см, сменилось не одно поколение пилотов, но вписать свои имена в историю большими буквами удалось далеко не всем.

Рекорды и достижения

По общему числу титулов впереди планеты всей представители Италии. Джакомо Агостини, выступая за MV Agusta, в период с 1966 по 1975 год становился чемпионом мира восемь раз. Помимо этого, в активе Божественного Аго восемь побед в уже давно канувшем в лету классе 350 куб. см. Семь титулов в самом престижном классе имеет ныне действующий мотогонщик Валентино Росси, которому 16 февраля исполнилось 37 лет. Также на счету Росси по одному успеху в Moto2 (600 куб.см) и Moto3 (125 куб.см). Учитывая, что в «элите» у итальянцев всего 20 побед, достижения Агостини и Росси становятся ещё более весомыми.

Росси продолжает погоню за Агостини и по количеству выигранных этапов. По состоянию на начало сезона-2016 их разделяет десять побед – 112 против 122. В расчёт взяты выступления во всех классах.

Вряд ли станет сюрпризом, что и в следующей номинации Росси дышит Агостини в спину. На счету экс-гонщика MV Agusta 117 (69 в «элите») быстрых кругов, у его более молодого соотечественника – 93 (73). Что до поул-позиций, то тут цифры немного другие. Поскольку квалификация была введена уже под занавес карьеры Агостини (в 1974 году), то у Росси здесь другой конкурент, а именно его нынешний напарник по Movistar Yamaha Хорхе Лоренсо. Испанец выиграл во всех классах 62 квалификации, а Росси на одну меньше (61). Рекордсменом же в «элитной» категории является австралиец Мик Дуэн (58). Наконец, по числу подиумов Росси уверенно удерживает лидерство. За карьеру он 211 (175) раз попадал в тройку быстрейших. Агостини может похвастать «только» 159 (88) подобными достижениями.

Идём дальше. Австралиец Джек Миллер, начавший свою карьеру в MotoGP в прошлом сезоне в составе команды LCR, является самым молодым гонщиком, выходившим на старт. На момент дебюта ему едва исполнилось 20 лет.

Итальянцу Марчеллино Лукки принадлежит противоположный рекорд – в 2004 году на Гран-при Малайзии он принял участие в заезде в возрасте 47 лет.

Некоторым пилотам молодой возраст отнюдь не мешает побеждать в гонках. Фредди Спенсер из США, будучи лишь на шесть месяцев старше Миллера, первенствовал в 1982 году на Гран-при Бельгии. А спустя год Спенсер на байке Honda и вовсе выиграл чемпионат мира. Любопытно также, что американец на момент начала карьеры был всего на два месяца старше испанца Марка Маркеса. Впрочем, последнему тоже не на что жаловаться – в 2013 году он стал самым молодым чемпионом мира (20 лет и 266 дней).

Следующий рекорд может быть побит в ближайшие сезоны не кем иным как Валентино Росси. В 1949 году британец Лесли Грэм стал первым и самым возрастным чемпионом мира – ему было 37 лет.

Официальный рекорд скорости в MotoGP был обновлён совсем недавно – на разминке перед Гран-при Катара-2016 итальянец Андреа Ианноне разогнал свой Ducati до 351,2 км/ч. К слову, эта цифра обновляется почти каждый год, увеличиваясь на 1-2 км/ч. Можно провести сравнение с «Формулой-1», где скоростной рекорд составляет 372,6 км/ч (обладатель – колумбиец Хуан-Пабло Монтойя).

Конструкторы и трассы

Что касается состязаний между конструкторами, то здесь тон на протяжении почти 40 последних лет задают японцы. Конкурирующие между собой Honda (21 чемпионский титул в MotoGP плюс 43 в слабейших классах) и Yamaha (14 плюс 34) в разы превосходят остальных конструкторов. Поначалу активную конкуренцию этой парочке оказывал Suzuki, однако в дальнейшем «сдался» и сейчас выставляет заводскую команду в MotoGP с перерывами. За указанный период лишь единственный раз, в 2007 году, вклиниться в битву за чемпионское звание удалось итальянцам из Ducati. А до воцарения на тро японских производителей бразды правления удерживала итальянская MV Agusta, насобиравшая в 60-70-х годах прошлого века 16 трофеев (и ещё 21 в менее популярных категориях).

Интересна ситуация с трассами. В последние годы в Испании ежегодно проходят сразу четыре гран-при (всего в сезоне 18 стартов), при этом ни одного из них нет в тройке ветеранов. 262 заезда во всех классах (68 для MotoGP/500куб. см) были проведены на голландской TT Assen. Чешский автодром в Брно принимал участников 156 (40) раз, а Спа-Франкоршам, что находится в Бельгии, становился местом гоночных баталий 129 (40) раз.

Личности

Успешные семейные династии присутствуют во многих спортивных дисциплинах, и MotoGP не исключение. Американцы Кенни Робертс-старший и его сын, Кенни Робертс-младший, являются единственными родственниками, выигрывавшими хотя бы по одному титулу. Робертс-отец является трёхкратным чемпионом мира (с 1978 по 1980 годы), а Роберт-сын оказался лучшим в 2000 году.

О Мике Дуэне, ключевом гонщике Honda в 1990-е, выше уже упоминалось. Карьеру в мотогонках Дуэн начал сравнительно поздно – в 23 года. Покатавшись сезон в Superbike, австралиец перебрался в «элитный» класс. Первые годы активно зарабатывал себе имя, а затем выиграл пять чемпионатов подряд. Причём, в каждом он оформлял титул задолго до окончания сезона, а дважды его преимущество над ближайшим преследователем составляло более ста очков. Мог бы выигрывать и дальше, но блистательную карьеру остановила авария. В 1999 году Дуэн сломал ногу и принял решение прекратить выступления. Honda не забыла чемпиона и предоставила ему место преподавателя в собственной академии, где тот воспитывал будущих гонщиков до 2004 года.

И, наконец, американец Ренди Мамола – человек, знающий о мотоспорте всё. Появившись в гонках в 1979 году в возрасте 20 лет, Мамола быстро заработал себе репутацию быстрого пилота. Но, как выяснилось в дальнейшем, репутацию не победителя, а вечно второго. 13 выигранных гонок, четыре вторых места в общем зачёте, и, к сожалению, ни одного титула. Сейчас Мамола продолжает активную работу как тренер и аналитик. Многие называют его лучшим экспертом в области мотогонок.

© – Фото CorsediMoto.com

comments powered by Disqus